Олег Миронов: «Интернет вещей (IoT) и «умные технологии»: что изменится в работе газораспределительной организации»

IoT-технологии в концепции «Умный дом» («Smart home») и «Умный город» («Smart City») – это основополагающий элемент. Однако IoT-технологии «закрытых систем», которые работают по принципу «объект-человек» (а, точнее, только для информирования пользователя), абсолютно точно не раскрывают весь заложенный в них потенциал. Поэтому приоритетной задачей в развитии IoT-технологий неизбежно становится расширение их действия за счет создания единой системы информирования, в том числе информирования экстренных и специальных служб, отвечающих за функционирование отдельных инженерных систем дома. О том, какое влияние оказывают «умные технологии» на работу газораспределительной организации, мы узнали у Заместителя генерального директора – Главного инженера ГРО «ПетербургГаз» Олега Геннадьевича Миронова.

— Что такое «умный дом» с точки зрения газораспределительной организации?

Олег Миронов: «Интернет вещей (IoT) и «умные технологии»: что изменится в работе газораспределительной организации»— С нашей точки зрения «Умный дом» – это оборудование помещений общего пользования и квартир датчиками контроля загазованности с передачей данных в газораспределительную организацию. В нормативных документах жилые помещения оснащаются такими датчиками добровольно, а вот подвалы домов необходимо ежедневно проверять. Это предусмотрено Правилами подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, а также актуализированной редакцией СНиП 42-01-2002.

Сбор информации посредством IoT-устройств заменяет инструментальную проверку или все же только дополняет его?

— Формально сбор информации через устройства Интернета вещей – это альтернатива инструментальному анализу, поскольку осуществлять проверку загазованности необходимо либо вручную, либо с помощью устройств, передающих данные в автоматическом режиме. Если говорить более конкретно, то сейчас распространяются датчики, работающие на основе технологии LoraWAN. (LoraWAN – это протокол передачи данных, необходимый для взаимодействия, правильной и эффективной работы устройств – прим. редакции). Особенностью этого протокола является тот факт, что LoraWAN применяется именно на устройствах телеметрии, она специально для этого создавалась. В то время как GSM – скорее технология общего пользования. Безусловно, недостатки есть и в том, и в другом варианте. Использование формата связи GSM проще в том плане, что инфраструктура уже разработана, а для LoraWAN это еще предстоит сделать. Однако последняя более стабильна.

Тем не менее, одорирование газа никто не отменял. Основной метод определения наличия утечек – это именно контроль по запаху газа. У ГРО по всему городу 41 точка для отбора проб, есть оснащенная автолаборатория «Искатель», которая занимается анализом и отбором этих проб. На данном этапе контроль загазованности с помощью автоматизированных средств – это скорее дополнение к существующим сейчас методам, которые позволяют повысить уровень безопасности. Конечно, LoraWAN не является единственным возможным вариантом: всегда есть возможность остаться на старых технологиях, либо выбрать другую.

Чем дальше находится объект от подразделений ГРО, тем большее значение принимает скорость доставки сигнала. Как раз в сельской местности установка газоанализаторов является обязательной. В данном случае Интернет вещей будет являться замещающей технологией относительно анализа «вручную», а не дополняющей. На данный момент пилотные проекты, предусматривающие использование устройств Интернета вещей, предусматривают передачу сигнала в управляющую организацию. Мы в свою очередь рассматриваем возможность получения данных напрямую.

Одной из самых острых проблем развития IoT-технологий становится вопросы обеспечения стабильности. Есть ли опасения относительно надежности работы IoT-устройств?

— Таких опасений нет. 31 мая 2018 года компания «Ростелеком» на техническом совете представила презентацию с подробным анализом применимости, недостатков и преимуществ новых протоколов, и выразила готовность проводить соответствующие мероприятия по обеспечению инфраструктуры для использования протокола LoraWAN. Ростелеком закупил большое количество SIM-карт, стал мобильным оператором и готовится предоставлять услуги связи для IoT-систем. Можно сказать, они действительно готовы действовать. Кроме того, ГРО «ПетербургГаз» уже проводит тестовую эксплуатацию решений, предложенных «ЭР-Телеком». В целом, технология нам уже знакома, мы понимаем, зачем она нужна и где ее применить.

В чем качественное отличие новых технических решений?

— Приведу пример. В Санкт-Петербурге используются в том числе датчики, работающие на GSM. Например, множество бюджетных организаций оснащены датчиками контроля загазованности, которые передают оповещения в ГКУ «Городской мониторинговый центр». Устройства могут давать ложные сигналы в связи с перебоями в электросети либо из-за неправильной эксплуатации.

Кроме того, LoraWAN адаптирована под технологии «Умного дома», в целом Интернета вещей. У нее нет других абонентов, поэтому она работает стабильнее. Соответственно, если технологии Интернета вещей будут применяться в комплексе: и для воды, и для тепла, и для газа − выгодно будет развернуть именно сеть LoraWAN.

Как Вы оцениваете спрос со стороны потребителей на технологии интернета вещей в сфере пользования газом?

— Со стороны людей есть два взаимоисключающих запроса. Потребитель хочет, чтобы у него такое устройство появилось, но появилось бесплатно. Мы думаем о том, что возможно создание специальных социальных программ для финансирования установки датчиков в квартиры для социально незащищенных слоев населения: для лиц, страдающих тяжелыми, в том числе психическими, заболеваниями, пенсионеров. В общем, для тех, кто не может полноценно отвечать за свои действия. Таким образом, и снимается часть финансовой нагрузки с потребителей, и можно говорить о повышении уровня безопасности посредством установки датчиком, хотя бы в квартиры, где проживают такие лица. И все же, это вопрос государственного регулирования, и в первую очередь социальной политики.

«Умный дом» относительно новая технология, которой еще только предстоит стать частью повседневной жизни. Однако ГРО «ПетербургГаз» уже внедрена автоматическая система диспетчерского контроля (АСДК). Как вы оцениваете этот опыт?

— АСДК, будучи добровольной для применения технологией, использовалась не всегда. Раньше работали, как говорится, по звонку. Но сигнал, полученный через систему телеметрии, доходит и обрабатывается быстрее, и это снижает показатели аварийности. За последние два года ГРО были сделаны большие шаги в применении АСДК, и сейчас можно говорить о том, что все сигналы, поступающие через эту систему, ГРО отрабатываются. Кроме этого, через АСДК удобнее учитывать и отслеживать режим рабочего времени. Помимо этого, есть потребность в технологическом учете газа, а такую возможность как раз дает АСДК. Также АСДК позволяет оперативно реагировать на изменения в режиме работы газораспределительных пунктов (ГРП).

Естественно, в самом начале происходил процесс привыкания в новым технологиям, но со временем люди втянулись и научились работать с АСДК. Были и технические трудности в реализации функционала АСДК, но наладка и настройка позволили успешно применять ее на постоянной основе. Сейчас ГРП проектируются с учетом необходимости применения телеметрии, что также упрощает внедрение АСДК на новых объектах. Но все же сложно оценить повышение уровня безопасности от применения той или иной технологии, это в определенном смысле категория, определяющаяся вероятностью.

Есть ли желание расширять использование новых технологий в работе газораспределительной организации? Может быть уже есть конкретные наработки?

— ГРО открыта для интеграции новых разработок. Сейчас хотелось бы увидеть систему мобильного управления персоналом. Выдачей сотруднику обычного смартфона она решала бы нескольких проблем разом. Во-первых, планирование маршрута. Собрав и обработав данные со смартфона, можно было бы определить, как сэкономить время и наиболее эффективно провести обслуживание объектов. Во-вторых, это реализовало бы функцию связи работника с диспетчерской. Например, через приложение можно было бы получать новые поручения и отправлять результаты их выполнения. Плюс всегда есть возможность вызвать аварийную службу. Большое значение имеет и сама возможность фиксации результатов работ − как для отчетности, так и для разрешения возможных вопросов в будущем. И конечно, это контроль за работником, за тем, что человек был на объекте обслуживания, хотя это не является основной целью.

Олег Миронов: «Интернет вещей (IoT) и «умные технологии»: что изменится в работе газораспределительной организации»