«Окей, бумер!»: как сделать эффективным взаимодействие людей и машин и почему в энергетике есть свои особые правила



«Окей, бумер!» - это выражение, используемое представителями поколения Z (зумерами), чтобы приструнить людей старшего возраста, которые любят поучать молодежь, рассказывая о том, что «тогда было – не то, что теперь». Эту фразу принято произносить снисходительно и даже пренебрежительно. Казалось бы, при чем здесь коллаборация людей и «машин»?

Иногда можно услышать, что будущее уже наступило. Но так можно было сказать во время любой из промышленных революций. Во время второй промышленной революции были изобретены двигатель внутреннего сгорания и электрическая лампочка. Технологии прорывные для своего времени, но абсолютно разноплановые. Мы же переживаем четвертую промышленную революцию и правила игры существенно изменились. Все новые технологии основаны друг на друге! Более того, каждая из них в отдельности - мобильные устройства, большие данные, интернет вещей – соединяются, усиливая возможности друг друга.

Есть еще одна особенность. Передовые технологии (социальные сети, мобильные устройства, сенсоры и пр.) приходят к нам из обыденной жизни, но, когда речь заходит о производстве и бизнесе, выбора, по сути, не остается, практически любой бизнес в текущих реалиях хотел бы стать «цифровым и глобальным».

К сожалению, современное представление о возможностях «машин» гипертрофировано, возникает иллюзия наличия простого решения. И вот мы уже пытаемся найти место человеку (а не машины!) в мире будущего… Но внешне простое решение не всегда просто воплотить в жизнь. История прямо сейчас учит нас, что появление первых «машин» в различных сферах жизни не всегда влечет сокращение штата персонала (хотя именно этим пугают футурологи).

Покончили ли банкоматы с кассирами? [1] Вероятно, ответ скорее да, чем нет. Но уменьшилось ли количество служащих банков? Нет, их стало больше. Однако они больше не занимаются рутиной, их задачи стали более сложными.

Главное, что нужно помнить это то, что нельзя поставить знак равно между понятиями «увеличение количества компьютеров» и «сокращение персонала». Автоматизировать можно функцию, а не человека. Любой работник – это набор функций, далеко не все из них могут быть автоматизированы. На это есть множество причин. Однако и работник не священная корова, чей набор трудовых функций неизменен вовеки веков…

Итак, автоматизация – процесс сложный и запутанный, он неизбежно связан с идентификацией функций, которые не могут быть автоматизированы, и созданием «универсальных работников» именно с таким набором неавтоматизированных трудовых функций.

Для поколения Z — это аксиома, но в реальном мире, где автоматизация неизбежно сталкивается с социально-культурной средой различных поколений (если это, конечно, не новомодный стартап), такое положение вещей не вполне очевидно, а, значит, преодоление социально-культурных барьеров потребует время, хотя бы чтобы привыкнуть. Надо быть к этому готовым. Энергетика не исключение. Напротив, консервативность энергетической сферы подчас ограничивает инициативу, но уже сейчас есть много примеров того как энергетические компании становятся лидерами цифровизации. Впрочем, эта цифровизация возможна там, где нет строгих протоколов безопасности, а таких сфер в энергетике, как оказывается, не так и много.




[1] Именно так называется одна из глав в книге Равина Джесутатасана и Джона Будро «Реинжиниринг бизнеса. Как грамотно внедрить автоматизацию и искусственный интеллект» («Reinventing jobs. A 4-step approach for applying automation to work»). Данные о эффектах, которые были вызваны «казусом банкоматов» можно найти там же.